г. Санкт-петербург, ст. м. Звездная,
Московское ш., 13, корп. 8Л

Принцип работы плунжерной пары в ТНВД

Запись на ремонт
  1. Главная
  2. Статьи
  3. Принцип работы плунжерной пары в ТНВД

Одним из ключевых компонентов, обеспечивающих эффективную работу дизеля, является ТНВД. В его сердце находится прецизионный механизм, отвечающий за подачу топлива в цилиндры под огромным давлением, необходимым для самовоспламенения смеси — плунжерная пара.

Она используется в различных типах дизельных двигателей и обеспечивает их надёжную и эффективную работу. Точность и долговечность этого узла напрямую влияют на производительность двигателя, его экономичность и экологические параметры.

Определение и история создания

История разработки механизма, обеспечивающего высокое давление для подачи топлива, неразрывно связана с эволюцией дизельных двигателей. Изобретение дизеля в конце XIX века Рудольфом Дизелем потребовало создания новой системы подачи горючего, способной обеспечить его воспламенение под давлением. Первоначально эту задачу решали с помощью громоздких компрессоров, которые нагнетали воздух и топливо в камеры сгорания. Однако такие устройства были неэффективными, громоздкими и снижали КПД двигателя, особенно в случае крупных промышленных машин.

Преодоление этих технических ограничений стало возможным только в 1927 году, когда компания Bosch разработала первый топливный насос высокого давления, в котором использовался поршневой механизм с возвратно-поступательным движением. Этот насос впервые применялся на грузовиках, что позволило значительно повысить мощность и уменьшить размеры дизельных двигателей. В дальнейшем технология совершенствовалась, что привело к её внедрению и в легковые автомобили.

С 1936 года легковые машины также стали оснащаться усовершенствованными топливными системами с прецизионными механизмами для нагнетания топлива, что дало возможность добиться стабильной подачи горючего и повышения экологичности двигателей. Разработка более современных систем позволила увеличить давление подачи топлива до 2000-2500 бар, что сделало дизельные двигатели более экономичными и мощными.

Конструкция

Центральным элементом этой системы является поршневой механизм, который состоит из двух основных частей: поршня и направляющей втулки. Основные элементы конструкции плунжерной пары:

  1. Плунжер, длина которого намного превышает его диаметр. Изготавливается из высокопрочной стали, которая проходит процесс закалки для обеспечения долговечности и стойкости к износу. Геометрическая точность плунжера имеет критическое значение для герметичности и эффективности работы. Рабочие поверхности плунжера обрабатываются с высокой точностью, чтобы обеспечить минимальный зазор между ним и втулкой.
  2. Втулка - полый цилиндр, внутри которого движется плунжер. Втулка также изготавливается из высокопрочных материалов, и её внутренние поверхности проходят точную механическую обработку. На втулке имеются отверстия, через которые происходит подача и отвод топлива. Эти отверстия позволяют топливу поступать в камеру сгорания, а также удалять излишки топлива обратно в систему.

Ключевым аспектом конструкции является минимальный зазор между плунжером и втулкой, который составляет всего 1-3 микрометра. Такой малый зазор необходим для обеспечения высокой степени герметичности при минимальных потерях топлива. При этом детали должны быть достаточно прочными, чтобы выдерживать давление топлива, которое может достигать 2000-2500 бар в современных дизельных двигателях.

Процесс изготовления плунжерных пар требует применения высокоточных станков и строгого контроля качества. Рабочие поверхности плунжера и втулки шлифуются и полируются до микронной точности, чтобы гарантировать надёжную работу в условиях экстремальных нагрузок. После завершения процесса изготовления, пары проходят тестирование на герметичность и производительность.

Принцип работы и разновидности

Принцип действия этого механизма основывается на простом возвратно-поступательном движении цилиндра внутри втулки, что создаёт необходимое давление топлива. Суть работы механизма заключается в следующем: цилиндр поднимается и опускается внутри втулки, в результате чего горючее всасывается и нагнетается в камеру сгорания через форсунки.

Цикл работы состоит из нескольких стадий:

  1. Начальная позиция. Цилиндр находится в нижнем положении, возвращённый туда пружиной, топливо всасывается через отверстия во втулке.
  2. Движение вверх. Кулачковый вал толкает цилиндр вверх, давление в топливной камере возрастает.
  3. Впрыск топлива. Когда давление достигает установленного значения (около 2000-2500 бар для современных двигателей), открывается клапан, и горючее подаётся через форсунки в камеры сгорания двигателя.
  4. Возврат цилиндра. После завершения подачи топлива цилиндр под действием пружины возвращается в исходное положение, и цикл повторяется.

Благодаря высокому давлению и точному управлению процессом подачи топлива обеспечивается полное сгорание горючего в камере, что повышает КПД двигателя и снижает выбросы вредных веществ в атмосферу. Применение такого механизма позволяет двигателям соответствовать современным экологическим стандартам Евро-5 и Евро-6.

Существуют различные типы плунжерных пар, отличающиеся конструктивными особенностями и применением. В зависимости от системы впрыска топлива выделяются несколько разновидностей:

  1. Без кольцевой просечки. Используются в простых системах ТНВД, где не требуется возврат излишков топлива в систему. Эти пары проще и дешевле в производстве, но менее эффективны в плане точного дозирования топлива.
  2. С кольцевой просечкой. В таких парах на плунжере имеется кольцевая канавка, которая собирает излишки топлива и возвращает их обратно в топливную магистраль. Эти пары обеспечивают более точное дозирование и более экономичный расход топлива, но их производство дороже и сложнее.

Где используется

Основная сфера применения – это топливные насосы высокого давления дизельных двигателей. Этот механизм обеспечивает подачу топлива под давлением до 2000-2500 бар и выше, что необходимо для эффективного распыления и сгорания топлива в цилиндрах двигателя. Высокое давление впрыска способствует лучшему смесеобразованию, более полному сгоранию топлива, увеличению мощности и крутящего момента двигателя, а также снижению уровня вредных выбросов.

Рассматриваемый механизм используется в различных гидравлических системах, например, в гидроусилителях руля, гидроподъемниках, экскаваторах и другой спецтехнике. Высокая надежность, способность создавать и выдерживать большие давления, а также точность дозировки делают плунжерные пары незаменимыми в этих областях.

В ТНВД дизельных двигателей плунжерный механизм выполняет следующие функции:

  • Нагнетание топлива. Плунжер, двигаясь вверх под действием кулачка создает высокое давление в камере ТНВД, необходимое для впрыска топлива в цилиндры двигателя.
  • Дозирование топлива. Количество подаваемого топлива регулируется изменением хода плунжера или временем открытия нагнетательного клапана. Это позволяет точно дозировать топливо в зависимости от нагрузки и режима работы двигателя.
  • Регулирование момента впрыска. Момент начала подачи топлива в цилиндры регулируется изменением положения кулачка относительно плунжера. Это позволяет оптимизировать процесс сгорания и достичь максимальной эффективности двигателя.

Преимущества и недостатки

Использование высокоточных механизмов для подачи горючего обеспечивает значительное количество преимуществ, что делает их незаменимыми для современных дизельных двигателей.

Основные достоинства:

  • Высокая надежность и долговечность. Благодаря использованию высокопрочных материалов и прецизионной обработке, плунжерные механизмы способны выдерживать огромные нагрузки и обеспечивать длительный срок службы, исчисляемый сотнями тысяч километров пробега.
  • Возможность создания высокого давления топлива. Это позволяет достичь более полного сгорания топлива, повысить мощность и экономичность двигателя, а также снизить уровень вредных выбросов, что особенно актуально в условиях ужесточения экологических норм.
  • Точная дозировка и регулировка подачи топлива. Механизм обеспечивает точную подачу топлива в каждый цилиндр двигателя в нужный момент времени, что способствует оптимальному сгоранию и повышению эффективности работы двигателя, снижая расход топлива и улучшая динамические характеристики автомобиля.
  • Высокий КПД. Благодаря минимальным потерям на трение и утечки, плунжерные пары обладают высоким коэффициентом полезного действия, достигающим 90-95%, что способствует экономии топлива и снижению эксплуатационных расходов.
  • Экологичность. Современные дизельные двигатели с плунжерными парами отвечают самым строгим экологическим стандартам, таким как Euro 6 и выше, благодаря эффективному сгоранию топлива и снижению уровня вредных выбросов.

Недостатки:

  • Высокая стоимость изготовления. Прецизионная обработка и использование высокопрочных материалов делают производство достаточно дорогим, что отражается на стоимости ТНВД и всего двигателя в целом.
  • Чувствительность к качеству топлива. Наличие загрязнений и примесей в топливе может привести к ускоренному износу и повреждению механизма, что может потребовать дорогостоящего ремонта или замены ТНВД.
  • Сложность ремонта и обслуживания. Ремонт требует специального оборудования и высокой квалификации специалистов, что делает его достаточно дорогим и трудоемким процессом.

Признаки неисправности

Проблемы с плунжерной парой могут проявляться в виде различных симптомов, которые свидетельствуют о необходимости её ремонта или замены. Одним из первых признаков неисправности является затруднённый запуск двигателя, особенно на холодную. Это связано с тем, что изношенная плунжерная пара не может создать достаточное давление для подачи топлива в камеру сгорания.

Другие признаки неисправности:

  • Трудности с запуском двигателя. Если механизм подачи топлива изношен, двигатель может не запускаться с первого раза или вообще не заводиться.
  • Потеря мощности. Из-за неправильной подачи топлива двигатель теряет производительность.
  • Повышенный расход горючего. Проблемы с дозированием приводят к увеличению расхода топлива.
  • Появление посторонних шумов. Если механизм повреждён или изношен, могут возникнуть стуки и другие посторонние звуки во время работы двигателя.

При подозрении на неисправность плунжерной пары или других компонентов ТНВД, рекомендуется обратиться в специализированный сервис, такой как «Дизель-Мастер», для проведения профессиональной диагностики и качественного ремонта.

Подробнее
Закажи звонок

или перезвони

7 (921) 932-25-54
Преимущества нашей компании
Как мы работаем
Клиенты компании
Отзывы о компании Дизель-Мастер
Оставить отзыв

Панорама сервисного центра

Остались вопросы? задайте их специалистам
Запись на ремонт

Тел/факс: +7(921) 333-34-48

Email: mail@dizel-master.spb.ru

Ежедневно с 10 до 20 часов, кроме воскресенья.